Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Психолог, писатель Елена Михайловна ЛеонтьеваПсихолог, писатель Елена Михайловна Леонтьева


 

e-mail: lyalya_ru@mail.ru

тел.: +7-985-762-68-60

@semejnayayapsihoyerapiya

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РЕЛИГИОЗНЫМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ ПСИХОТИЧЕСКОГО КЛИЕНТА

Опубликовано 02.07.2018

Особенности психологической работы с религиозными переживаниями психотического клиента

Подступаясь к этой непростой теме стоит сказать о том, что столкновение с религиозными переживаниями психотического клиента для психолога – важный профессиональный вызов. Данная статья не претендует на полноту описания поставленной проблемы, обозначая лишь некоторые важные аспекты практики.

Начать необходимо с главного и очень важного постулата, на основании которого должен выстраиваться подход к работе с такими переживаниями. Религиозные, мистические, магические и все такого рода переживания/опыты, полученные человеком, независимо  от его состояния (болезни/здоровья/химического воздействия/психологической защиты) являются чрезвычайно важными, главными, значимыми, узловыми, максимально эмоционально насыщенными переживаниями в  целой жизни человека.

 

Подходы к проблеме дифференцации религиозного опыта и симптомами болезни

 

У.Джеймс в «Многообразии религиозного опыта» (1) писал, что такие состояния и опыты «являются откровениями, моментами внутреннего просветления, неизмеримо важными для того, кто их пережил, и над чьей жизнью власть их остается незыблемой до конца». Некоторые авторы разделяют религиозный опыт и психопатологические состояния, считая, что не все переживания сверхъестественного относятся к религиозному опыту. Исходя из определения Н.Хабеля (2), религиозный опыт не включает в себя психопатологические состояния и состояния, индуцированные психоактивными веществами, поскольку эти состояния преимущественно переживаются вне рамок определённой религиозной традиции.


Именно ограничение рамками определенной традиции не позволяет получать помощь и утешение психотическим клиентами в реабилитационный период  у служителей культа . Их опыт слишком часто не вписывается в рамки традиции. На самом деле, он никогда в нее не вписывается и поэтому возможности соответствующих институций весьма ограничены.

 

Также эти ограничения открывают дверь миру индивидуальной психологии и поэтому так нужны психологи, которые могут обращаться с персонализированным опытом клиента вне насилия традиционных религиозных представлений. Существуют психологические исследования, изучающие религиозное поведение при шизофрении, выделяющие критерии «здоровой веры» (3) и делающие вывод о формальности религиозного поведения и недостаточной глубине религиозных действий таких пациентов, однако, информация, полученная в этих исследованиях,  ничего не добавляет и ничем не помогает специалистам, которые работают с этими «недостаточно глубокими» переживаниями в терапии или реабилитации.

 

Примером попытки совмещения психологического и психиатрического подхода является концепция интерференции мистических и психотических феноменов, выдвинутая D.Lukoff (4), различающая 1) мистический опыт; 2) психоз; 3) мистический опыт с психотическими явлениями; 4) психоз с мистическими явлениями. Результатом дальнейших разработок этой проблемы американскими психологами и психиатрами  явилось введение в классификацию DSM-IV нового кода: V62.89 Религиозные и духовные проблемы (5).

 

Продуктивной для специалистов по реабилитации выглядит позиция Пашковского В.Э., скрупулезно описавшего связи психических расстройств и религиозно-мистического опыта и подчеркнувшего, что: «содержание религиозных переживаний не подчиняется законам формальной логики, не тестируется категориями «истинно — ложно». В этой связи становятся размытыми критерии такого понятия, как «религиозный бред», поскольку утрачивается один из важнейших компонентов общепринятого определения бреда — несоответствие субъективных убеждений объективной реальности (6).

 

Психологический подход

 

Стоит выделить две главные сложности для специалиста:

 

1. От психолога требуется ревизия и осознание своих собственных религиозных представлений.

2. Психологу необходимо четко дифференцировать терапевтические инструменты:

 - психологизацию психотических переживаний (перевод и связь необычных событий и переживаний с обычной жизнью, избегаемыми и сложными чувствами, психическими защитами и др.)  отличать  от

 -  работы  с внутренней феноменологией собственно религиозного опыта, его содержанием и выводами из него сделанными.

 

Для целей данной статьи используется психологическая лексика, а не клинико-психологическая и не психиатрическая, что обусловлено психотерапевтическим контекстом рассмотрения проблемы. То же самое справедливо и для обозначение Клиент, а не Пациент. В выборе акцентировать клиентскую составляющую нет идеологического критерия. Скорее есть желание указать на  

1. специфику предмета (религиозные переживания), которые сами по себе не являются болезненными, и соответственно не нуждаются в лечении. 2. Специфику психотерапии и психотерапевтической позиции, стоящей на феноменологическом подходе (7).

Попробуем описать максимально типичную структуру религиозного опыта, который получает психотический клиент: интериоризация определенных религиозных представлений, пиковые переживания, означение опыта как болезненного или греховного, интеграция множественных означений в процессе реабилитации.


1. Начало болезни (период до появления клинических проявлений): происходит нарастание психологического стресса, дезорганизация и изменение чувствительности, подавление или неудачная канализация переживаний, фокусировка на внутренней жизни,  поиски помощи. Именно в этот период часто происходит так называемая метафизическая или философская интоксикация  (8) - поиск, ревизия,  интроецирование разнообразных идей и концепций о мироустройстве. Принято приписывать этот синдром  пациентам подросткового возраста, однако, в более поздних возрастах также типичны раздумья, чтение философских, оккультных и религиозных текстов разнообразного качества, посещение святых мест и т.д.

 

2. Болезненный, острый период: происходит нарастание болезненных симптомов, актуализация примитивных психологических защит, искажение реальности, вплоть до ее потери или замены. В этом периоде случаются пиковые переживания, часто носящие религиозный характер – пробуждение божественной сущности, встреча с ней, история испытаний. Эти события могут быть нагружены совершенно противоположными разнообразными аффектами. От нечеловеческого ужаса до экстаза и блаженства. Это разнообразие и неоднозначность аффекта роднит пиковые переживания и религиозные мистические состояния, общим для которых являются неболезненные «измененные состояния сознания», содержащие по Ясперсу К. множество модусов, общим фактором которых является отклонение от нормальной ясности, континуальности и связи с «Я» (9).

 

C:\Users\annar\Desktop\обменник\35701227_2089867061279513_6716769689151733760_n.png

 

Типичные переживания психотического клиента зачастую повторяют религиозную мифологию, внося в нее творческие коррективы. Доминирующий религиозный миф для нашей культуры – христианский, соответственно, структура психотических переживаний воспроизводит разные аспекты христианского мифа – искушение, борьба с темными силами, принесение жертвы, апокалипсис, воскрешение мертвых и т.д.

 

 

Читать полностью »

Значение первого опыта госпитализации в психиатрический стационар для последующей реабилитации

Опубликовано 28.04.2017
Читать полностью »

Материнство - запретные чувства

Опубликовано 03.03.2017
Читать полностью »

Между фантазией и реальностью

Опубликовано 31.01.2017
Читать полностью »

Три возраста своего мужчины. Как найти мужчину

Опубликовано 22.12.2016
Читать полностью »

Культурно-исторический подход в семейной терапии

Опубликовано 09.12.2016
Читать полностью »

Контакт

Опубликовано 14.08.2016

Контакт – центральное понятие гештальт-терапии. Изучение индивидуальных способов контактирования организма с окружающей средой и способов прерывания контакта дает возможность гештальт-терапевтам понять больше о человеке, его привычном поведении и образе жизни.

Читать полностью »

Первый ребенок в тридцать - неожиданные чувства.

Опубликовано 14.08.2016

Диалог двух психологов

 

Леонтьева Еленаклинический психолог, гештальт-терапевт, писатель.
Зарицкая Анастасияпсихолог, экзистенциальный аналитик.

 

Елена:

— Ты знаешь, ко мне за консультацией и терапией приходят множество женщин, которым около 30 лет. Почти все они хотят выйти замуж и родить ребенка. Похоже, что 30 лет — это новый женский рубеж, возраст, к которому «надо уложиться» с выполнением семейной программы. Мужчины тоже, кстати приходят, у которых женщинам около 30 лет и «им сносит крышу». Женщины начинают  давить с женитьбой и ребенком, становятся нестабильными в отношениях, ставят условия. Поскольку для твоего поколения это уже сложившийся тренд, интересно поговорить об этом. Я еще по старой программе  жила — мне важно было уложиться до 25 :) . 

 

Первый ребенок в тридцатьПервый ребенок в тридцать

Читать полностью »

Король умер, да здравствует король! Психология наследства. Часть III

Опубликовано 01.06.2016

Сегодня поговорим о довольно распространенной ситуации, когда уйти из жизни собирается человек, у которого есть несколько детей от разных браков.

Это могут быть очень разные дети и разные браки. К сожалению, редко, когда такие сложные семейные системы находятся в равновесии. Обычно кто-то из нее исключен, не общается или вообще не знаком, или существует жесткая конкуренция между наследниками. 

http://static.diary.ru/userdir/7/0/5/9/705933/70682616.jpghttp://static.diary.ru/userdir/7/0/5/9/705933/70682616.jpg

Читать полностью »

КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС. А ЧЬЯ КВАРТИРА? ПСИХОЛОГИЯ НАСЛЕДСТВА. Часть II

Опубликовано 23.05.2016

 

Итак, в прошлый раз мы рассмотрели причины, по которым передается негативный семейный опыт в наследственных делах.  Прежде , чем говорить непосредственно о психологии наследства, рассмотрим то, что из чего она возникает – некоторые вопросы психологии  собственности. Изучим  варианты, наиболее популярных спорных и сложных с психологической и правовой точках зрения  ситуаций у нас  в стране, возникающих между родителями и детьми, пока все еще живы.

 

Психология наследства

Читать полностью »